Лицензирование управляющих организаций может обернуться против потребителей жилищно-коммунальных услуг

«При таком подходе лицензирующего органа лишить управления многоквартирным домом можно практически любую управляющую организацию, даже если ее работа в целом устраивает потребителей…»

О.А. Ашурков

__________________________________________________________________________________________

Законопроект, направленный на введение государственного регулирования в сфере управления многоквартирными домами через систему лицензирования, планируется рассмотреть в первом чтении в ближайшее время (ориентировочно 20-24 апреля).  Решение о готовности законопроекта к первому чтению принято на заседании профильного комитета Госдумы, состоявшегося 15 апреля сего года.

Напомним, что законопроект № 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предполагает обязательное получение управляющими организациями и ТСЖ с 1 января 2015 года лицензий в органе жилищного надзора (жилинспекции), а также прохождение руководителями этих организаций квалификационных экзаменов. Законопроект предусматривает единые для всех субъектов РФ правила выдачи лицензий,  внушительные штрафы за управление домами без лицензии, возможность лишения права управления многоквартирным домом и аннулирования лицензии за нарушение лицензионных требований.

Несмотря на то, законопроект постоянно совершенствуется разработчиками что с момента внесения в Госдуму (11 февраля 2014 года), многие вопросы остаются дискуссионными.

По мнению Объединения потребителей России, некоторые положения, например, касающиеся последствий лишения управляющих организаций права управлять многоквартирным домом, могут отрицательно отразиться на потребителях ЖКУ.

Так, законопроект предусматривает достаточно низкий «порог» лишения управляющих организаций права управления многоквартирным домом. Достаточно трех неисполненных предписаний органов регионального жилищного надзора за год или двух административных наказаний за нарушения, допущенные при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом чтобы управляющая компания прекратила свою деятельность в конкретном доме.

При таком подходе лишить управления многоквартирным домом можно практически любую управляющую организацию, даже если ее работа в целом устраивает потребителей. Однако в законопроекте не прописана необходимость учитывать мнение собственников многоквартирного дома по данному вопросу, хотя такое решение влечет для собственников серьезные последствия - лишает их права на стабильное управление в течение срока договора управления и необходимость выбора другой управляющей организации (зачастую при отсутствии достойной альтернативы). 

С точки зрения Объединения потребителей России, решения о лишении управляющей организации права управлять многоквартирным домом должны приниматься  на межведомственных комиссиях с участием представителей органов самоуправления многоквартирным домом (Советов дома), общественных объединений потребителей, которые наделены полномочиями осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, а также созданных на добровольной основе саморегулируемых организаций управляющих организаций.

Такая позиция в целом совпадает с позицией Министерства строительства и ЖКХ. По словам замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, собственников нельзя исключать из процесса принятия решений, в связи с чем закон о лицензировании управляющих компаний многоквартирных домов должен предполагать возможность наложения собственниками квартир вето на расторжение договора с управляющей компанией. Однако порядок наложения  такого вето не уточнялся.