Мелкий шрифт не допустим, когда речь идет о праве потребителей на информацию

«Сегодня законодателям необходимо приложить все усилия, чтобы устранить наконец шрифтовые барьеры в области защиты прав потребителей на информацию, поскольку чиновники, которым такое поручение было дано В.В.Путиным в еще 2011 году, в части увеличения производителями размера надписи о сроке годности пищевых продуктов, похоже не скоро приступят к его выполнению» i.

О.А. Ашурков

__________________________________________________________________________________

В Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект 394101-6 о внесении изменений в статьи  8 - 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

В законопроекте признается недопустимым использование изготовителями, продавцами, исполнителями способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие потребителем, в том числе использование трудно читаемого, мелкого шрифта при доведении до потребителя обязательной информации о товаре, изготовителе на упаковке, этикетках, маркировке.

В частности, устанавливается запрет на способы подачи информации, затрудняющие восприятие информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, работах, услугах (п. 1 статьи 8, п.п. 1 и 2 ст. 9, п.п. 1 и 2 ст. 10, п. 3 ст. 11 Закона).

Одновременно пункт 2 статьи 12 предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «Изготовитель (исполнитель, продавец), использующий при доведении до потребителя информации об условиях приобретения или использования товара (работы, услуги) трудно читаемый, мелкий шрифт, равно как иные способы подачи информации, затрудняющие ее восприятие потребителем, несет риск несоблюдения потребителем соответствующих условий».

Проект рассмотрен в первом чтении. Концептуальных замечаний по нему не высказано.

Однако, по мнению Объединения потребителей России, законопроект нуждается в доработке, поскольку не содержит конкретные, не допускающие двоякого толкования, требования к шрифту, критерии его «трудночитаемости», а также характеристики способов подачи информации, затрудняющих восприятие потребителей. Иначе закон не будет работать на практике.

Такой вывод основан на судебных решениях, которые показывают, что суды не признают противоправными действия по размещению на товаре нечитаемой информации о потребительских свойствах товара, иной обязательной информации для потребителя ввиду отсутствия в законе четких требований к параметрам шрифта и способам доведения информации до потребителей, а проведение соответствующих экспертиз считают нецелесообразным.

В частности, в марте с.г. Тимирязевский районный суд Москвы, рассмотрев гражданское дело по иску Объединения потребителей России к ОАО «Вимм-Билль-Данн», отказал истцу в просьбе о назначении судебно-медицинской экспертизы с участием врача-офтальмолога для подтверждения факта труднодоступности шрифта такого размера для человеческого глаза и признал не противоречащим закону размещение на упаковке детского творожка «Агуша» нечитаемой информации о потребительских свойствах продукта.

Таким образом, сегодня законодателям необходимо приложить все усилия, чтобы устранить шрифтовые барьеры в области защиты прав потребителей на информацию.

__________________________________________________________________________________________

 i По итогам встречи с участниками Всероссийского образовательного молодежного форума "Селигер-2011" 1 августа 2011 года Председателем Правительства РФ Путиным В.В.  было поручено Минздравсоцразвития России, Минсельхозу России, Минпромторгу России, Роспотребнадзору проработать вопрос о необходимости внесения изменений в требования к информации для потребителей в части увеличения производителями размера надписи о сроке годности пищевых продуктов.