Региональные программы защиты потребителей

«Отсутствие в Москве региональной программы по защите прав потребителей трудно объяснить …»

О.А. Ашурков

_________________________________________________________________________________________

По мнению Члена Центрального Совета Объединения потребителей России Олега Ашуркова, главный упор в защите прав потребителей сегодня необходимо делать на создание и развитие соответствующих долгосрочных региональных программ. Такие программы приняты во многих субъектах Российской Федерации и начало их реализации показывает перспективность и значимость нового направления как составной части государственной политики в области защиты прав потребителей.

Участниками региональных программ по защите прав потребителей, как правило, являются региональные органы исполнительной власти, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по региону, ФБУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии», иные государственные органы и органы местного самоуправления муниципальных образований региона, а также общественные организации.

Например, соисполнителем региональной программы в Ленинградской области является региональное отделение Объединения потребителей России по Ленинградской области.

Перспективы реализации указанных программ не вызывают сомнений.

Так, ожидаемыми результатами реализации программ являются:

- пополнение бюджетов всех уровней за счет нормализации экономических и хозяйственных отношений в регионе;

- поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов;

- возрастание конкурентоспособности товарной продукции и услуг в связи с ростом их качества;

- сохранение и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет сохранения здоровья населения и экономии времени при разрешении вопросов по защите прав потребителей с участием органов местного самоуправления и информационно-консультационных центров;

- повышение уровня информированности потребителей и предпринимателей об их правах и обязанностях;

- снижение социальной и психологической напряженности на потребительском рынке региона;

- повышение качества и безопасности товаров и услуг;

- снижение заболеваемости населения от употребления и использования некачественной и опасной продукции.

Однако, несмотря на очевидную привлекательность региональных программ по защите прав потребителей для всех участников потребительского рынка в регионе и органов власти региона, а также органов местного самоуправления, не все субъекты Российской Федерации включены в такую работу, что в значительной степени снижает рейтинг потребительской защищенности региона.

Трудно объяснить, в частности, отсутствие региональной программы по защите прав потребителей в Москве, где для этого есть все возможности и где права потребителей ущемляются не в меньшей, если не в большей степени, чем в любом другом регионе страны.

Не хотелось бы думать, что такая неспешность вызвана ожиданием методической помощи со стороны уполномоченного федерального органа власти.

Между тем, Консультативный совет по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре более года назад,  6 марта 2013 года, принял решение о подготовке методических рекомендаций по разработке региональной программы по защите прав потребителей в субъекте Российской Федерации. Подготовка проекта методических рекомендаций была поручена Управлению защиты прав потребителей Роспотребнадзора.

До настоящего времени проект методических рекомендаций не представлен на обсуждение.

По мнению Олега Ашуркова, при всей необходимости единого подхода к созданию и принятию региональных программ, промедление в их принятии в регионах оборачивается против интересов потребителей и «неравенству» регионов в вопросах их защиты, что недопустимо.

В этом случае регионам не стоит дожидаться методической помощи уполномоченного органа, который, взяв на себя выполнение задачи по разработке соответствующих рекомендаций для регионов, ее не выполнил, а опираясь на опыт и имеющиеся наработки «передовых» регионов, форсировать их разработку и принятие самостоятельно.

В Москве в настоящее время такая работа начата Объединением потребителей России.